В 1877 году началась очередная русско-турецкая война.
В последовавшей русско-турецкой войне Россия завоевала почти всю европейскую часть Османской империи и только Константинополь не был взят из-за вмешательства западных держав.
Великобритания и Франция видели в столь значительном возрастании российского могущества ущерб своим интересам и выслали средиземноморские флоты к проливам, чтобы продемонстрировать присутствие. С оглядкой на это Россия в Сан-Стефанском договоре с Турцией попыталась зафиксировать достигнутые успехи, а Турция была вынуждена принять максимальные российские требования.
Итог которой стал Сан-Стефанский мирный договор. Предварительный мирный договор, заключённый в местечке Сан-Стефано (западный пригород Константинополя, ныне Ешилькёй (Yeşilköy) в Стамбульском районе Бакыркёй) 19 февраля (3 марта) 1878 года между Российской и Османской империями и завершивший русско-турецкую войну 1877—1878 годов. Имел огромное значение для освобождения балканских народов от Османской империи.
Согласно 16-й статье договора: Порта была обязана провести реформы в армянских вилайетах, а также брала на себя обязательство по предоставлению гарантий безопасности христианского населения от набегов курдов, черкесов и сирийцев.
Русская армия оставалась на территории Эрзерумского вилайета до тех пор, пока император Александр II не убедится в достаточности принимаемых мер по обеспечению и гарантии безопасности христианского населения[6]. Россия получала Батум, Ардаган, Карс, Алашкерт и Баязет.
Однако под огромным давлением Великобритании, поддерживающей Турцию и не собирающейся считаться с ростом Российского влияния как на Балканах, так и в Закавказье, начался пересмотр результатов Сан-стефанского мирного договора.
Соответственно, населенный армянами Карсский вилайет был передан России, а Турция была обязана провести экономические реформы на территориях, населенных армянами.
Это был отличный вариант для армян. Однако западноевропейские государства, обеспокоенные успехами России, пригласили конфликтующие стороны на новые переговоры уже в Берлине.
Там реализация программы реформ Армении была возложена исключительно на Турцию. Вместо этого возник армянский вопрос.
Армянский вопрос подразумевал поддержку армян европейскими государствами и, следовательно, улучшение положения армян. Но, как показало время, это имело обратный эффект.
Европейская дипломатия стала использовать армянский вопрос как инструмент подавления Турции.
И турецкое правительство приняло новую форму борьбы... Для ликвидации армянского вопроса они избрали самый бесчеловечный вариант: стереть с лица земли армянский народ.
С этой целью были созданы бандитские отряды под названием хамидие, перед которыми стояла задача разграбить армянские земли. Была усилена антиармянская политика. Непосредственным проводником этой политики стал султан Абдул-Хамид II.
По его инициативе в 1895-1896 гг. начались первые массовые погромы армян. Они прошли во многих городах и селах Турецкой Армении. В резне погибло около 300 000 армян. Примерно столько же армян было вынуждено эмигрировать со своей родины: 100 000 в Россию и 200 000 в разные страны Америки, Европы, Африки и Азии. Сохранились также факты и свидетельства о насильственном обращении в мусульманство около 200 тысяч армян.
Об этих событиях сообщил английский консул Клиффорд Ллойд в Эрзуруме. Армянские подданные султана буквально так же беззащитны, как стадо овец, окруженное волками.